Hа роль Гэндальфа ПиДжею нужен был актер, который вне зависимости от текста и экранного действия излучал бы непререкаемую силу, океан доброты и сверхъестественную мудрость. Под эти требования подошел бы разве что настоящий волшебник. Выбор безоговорочно пал на Яна МакКеллена.
На первый взгляд в нем нет ничего необычного. Рост - хороший, под 180 см. Актерское лицо, на котором можно нарисовать что угодно. Разве что, глаза чуть узковаты, а нос чуть великоват. Да и биография достаточно стандартна для мальчика из приличной семьи. Другое дело, что внешние обстоятельства нашей жизни не всегда соответствуют ее же внутреннему содержанию...
Ян родился за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Он был младшим ребенком и единственным сыном Дэнниса и Марджери МакКеллен. Сестра Джин была на пять лет старше. Семья была далеко не бедной: Дэннис был высокого уровня инженером-строителем, и даже во время войны его заработков более чем хватало на жизнь в шахтерском городке Уиген на севере Великобритании. Жили они прямехонько напротив парка в пятикомнатном доме, с задней стеной примыкающей к крикетному полю. Собственно, единственное, чего родители боялись в эти грозные годы, так это бомбежек. Индустриальный Север бомбили безбожно, и Ян, как единственный член семьи, который в экстренном случае вряд ли смог бы сам о себе позаботиться, спал под металлическим столиком в гостиной. Слава Богу, что под бомбы их дом не угодил ни разу - уж больно ненадежное укрытие. Да и опасность, как оказалось, подстерегала совсем с другой стороны. В трехлетнем возрасте Ян заболел дифтеритом. По всем показаниям он должен был умереть, но... неожиданно выжил, каким-то абсолютно волшебным образом. Хотя подозревать эту семью в колдовстве никто бы, конечно, не решился.
МакКеллены были очень религиозны. Обязательным было посещение воскресной заутрени в конгрегационалистской церкви. А после обеда дети шли в воскресную школу. В этом не было и грамма фанатичного сектантства. Кино и театр были в не меньшем почете. Во всяком случае, на свой первый спектакль "Питер Пэн" (пока в качестве зрителя) маленький Ян пришел тоже трехлетним. И влюбился в театр сразу и навсегда.
Когда Яну было 11, семья перебралась в Болтон, куда отец переехал с повышением: на должность муниципального инспектора.
Житье стало - малина, даже лучше, чем в Уигене. Во-первых, отец был хорошим знакомым владельца местного театра. Следовательно, сын ходил туда чуть ли не ежедневно, смотрел все, включая заезжих чечеточников и жонглеров, вечно крутился за кулисами, и все это совершенно бесплатно. Во-вторых, школа в Болтоне имела богатые театральные традиции. Здесь он впервые вышел на сцену: сыграл Мальволио в школьной постановке "Двенадцатой ночи" Шекспира. А в старших классах вместе с соучениками проводил лето в Стратфорде-на-Эйвоне. Они жили в палатках под городом, а по вечерам посещали спектакли знаменитого стратфордского театрального фестиваля. Здесь он впервые увидел на сцене великого Лоуренса Оливье, не подозревая, что пройдет совсем мало времени, и вся Англия будет почтительно именовать его самого "Лоуренсом Оливье нашего поколения".
Начало
Ян блестяще окончил школу, что дало ему право на стипендию для обучения не где-нибудь, а в Кембридже. Ему удалось закончить это выдающееся учебное заведение, но далеко не так хорошо, как виделось в начале. Театр потихоньку забирал его без остатка. Он стал актером знаменитого Общества Марло -- театра Кембриджского университета. Через два года в его активе была уже не одна роль, но стипендию по причине резко снизившейся "успеваемости", увы, отобрали. МакКелена это не волновало -- путь был определен! По окончании университета он поехал в Ковентри -- тамошний театр предложил ему ангажемент со скромной платой 9 фунтов стерлингов в неделю. Жилье, которое он потом вспоминал не иначе, как берлогу, стоило 3.
Итак, 4 сентября 1961 года Ян МакКеллен впервые вышел на сцену как профессиональный актер. Он едва не завалил дебют, пропустив свой второй выход на сцену. Начало было положено.
А дальше его карьера покатилось, как снежный ком. В 1962-м он играл в Ипсвиче, в 1963-м - в Ноттингеме. Именно тут, а не во "Властелине колец", как принято считать, МакКеллен впервые столкнулся с проблемой воплощения волшебства. Режиссер Тайрон Гутри вводит его в шекспировский "Кориолан" и тщательно репетирует с ним все сцены, делая особый упор на том, как донести до публики саму атмосферу сверхъестественного. Именно с волшебства "Кориолана" начался его стремительный взлет. Спектакль принимали до такой степени восторженно, что Яна (неслыханное дело!) пригласили в Лондон без прослушивания. Он снял маленькую квартирку в районе Кенсингтон и переехал в столицу. Не один.
Поступок
Кинодостижения Яна МакКелена никогда не успевали за его бешеным театральным триумфом. Да, кажется, он к кино не особенно-то и стремился. Играл, конечно. Если приглашали. Но основой его актерской жизни экран не был. Прорыв произошел в середине 90-х. Также как когда-то в театре, он стремительно взлетал от картины к картине, удостаиваясь номинаций на самые серьезные премии, включая "Эмми" и "Золотой глобус". А когда в 1998-м на экраны вышел фильм "Боги и монстры", где Ян МакКеллен играет Джеймса Вейла, режиссера-гея, снявшего первого "Франкенштейна", стало ясно, что с актером не промахнулись ни публика, ни королева. Критики назвали его игру гипнотической, надо сказать - справедливо, Американская киноакадемия номинировала на "Оскар". А королева... Ее Величество правильно оценила масштаб мужества своего подданного: много ли есть актеров-геев, решающихся играть роли гомосексуалистов?
Ну, а потом последовало предложение сыграть Гэндальфа во "Властелине колец", всемирная слава и маленький, но приятный побочный эффект новозеландских съемок - новая любовь по имени Ник. Может, и впрямь колдовство?